ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Модератор: tory

Аватара пользователя
Семён
Сообщения: 2950
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 16:08
Задал вопросов: 112
Рейтинг автора: 1605.33
Рейтинг игрока: 57.6
Откуда: Оттуда
Благодарил (а): 339 раз
Поблагодарили: 240 раз

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Семён » 23 фев 2019, 14:10

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Вместо эпиграфа: В сказках мёртвая вода так же полезна, как и живая…
Мне всегда это казалось странным.


Не привык я спорить со знаменитыми, великими личностями. Если такой человек, что-то сказал, или написал, допустим, стихотворение, да ещё так гениально написал, как углядишь там противоречие, а тем более нелепость? Всегда остаётся некая смута в душе, сомнение: а вдруг, я, просто, не ухватил суть, вдруг, не вижу, причины, не нахожу корней для такой его формулировки.
Вот, этот мэтр никогда не подвергался критике за некорректное обращение со словом, хотя сам (именно в этом произведении) очень сильно сомневался в своих возможностях и талантливости.
И тут - прокол (по моему мнению, разумеется). Вы можете не согласиться, но сначала угадайте, о ком я речь веду, и найдите те строки, которые меня напрягли.
"И пусть никто не уйдёт обиженный!"

Аватара пользователя
Nikos
Сообщения: 5619
Зарегистрирован: 12 июл 2011, 21:03
Задал вопросов: 2
Рейтинг автора: 13.33
Рейтинг игрока: 147.6
Рейтинг в "Своя игра": 2800
Благодарил (а): 300 раз
Поблагодарили: 263 раза

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Nikos » 25 фев 2019, 16:17

Маяковский "Чудовищные похороны" и Евтушенко "Похороны Сталина" противоречий не нашла.

Аватара пользователя
mOLDman
Сообщения: 2085
Зарегистрирован: 19 сен 2011, 14:02
Задал вопросов: 13
Рейтинг автора: 150.22
Рейтинг игрока: 73.8
Благодарил (а): 193 раза
Поблагодарили: 172 раза

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение mOLDman » 25 фев 2019, 16:19

Семён писал(а):Источник цитаты Вот, этот мэтр никогда не подвергался критике за некорректное обращение со словом

Это положение, не отсекает ли напрочь Маяковского? Вот уж к кому были претензии за манипуляцию словами...

Аватара пользователя
Fajrereto
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 25 ноя 2018, 11:18
Задал вопросов: 43
Рейтинг автора: 492.67
Рейтинг игрока: 25.4
Благодарил (а): 46 раз
Поблагодарили: 69 раз

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Fajrereto » 25 фев 2019, 16:22

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Сначала речь идёт о будне. А потом: ноктюрн, то есть ночное произведение? Достаточно ли это большая нелепость для вопроса Семёна? :)

Аватара пользователя
mOLDman
Сообщения: 2085
Зарегистрирован: 19 сен 2011, 14:02
Задал вопросов: 13
Рейтинг автора: 150.22
Рейтинг игрока: 73.8
Благодарил (а): 193 раза
Поблагодарили: 172 раза

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение mOLDman » 25 фев 2019, 16:25

Тогда уж о самой нелепости исполнения этюда ноктюрна на флейте водосточных труб...
Не думаю, что из этого Сеня сделал бы вопрос. А?

Аватара пользователя
Nikos
Сообщения: 5619
Зарегистрирован: 12 июл 2011, 21:03
Задал вопросов: 2
Рейтинг автора: 13.33
Рейтинг игрока: 147.6
Рейтинг в "Своя игра": 2800
Благодарил (а): 300 раз
Поблагодарили: 263 раза

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Nikos » 25 фев 2019, 16:26

А похоронный этюд? Живая и мёртвая вода?

Аватара пользователя
Елена Стоянова
Сообщения: 1849
Зарегистрирован: 13 ноя 2016, 23:52
Задал вопросов: 0
Рейтинг автора:
Рейтинг игрока: 72.8
Благодарил (а): 275 раз
Поблагодарили: 144 раза
Контактная информация:

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Елена Стоянова » 25 фев 2019, 16:43

Пастернак. У него было особое отношение к этюдам Шопена.
"Мне жаль не узнанной до времени строки". (С)Ю.Л.

Аватара пользователя
Fajrereto
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 25 ноя 2018, 11:18
Задал вопросов: 43
Рейтинг автора: 492.67
Рейтинг игрока: 25.4
Благодарил (а): 46 раз
Поблагодарили: 69 раз

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Fajrereto » 25 фев 2019, 16:43

Семён писал(а):Источник цитаты Пожалуйста, по моим словам в части душевных сомнений о праве углядеть ошибки знаменитого поэта, ищите слова из его стихотворения, очень и очень известного. А лишь потом, точно определившись со стихом, по всяким другии намекам можно откапывать противоречие.

Что-то мне этот алгоритм непонятен. По-моему, стало ещё труднее: даже не надо угадывать поэта, а надо сразу произведение. И только потом: "Гляди-ка! И правда, противоречие!" Почему я это так воспринимаю?

Аватара пользователя
Fajrereto
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 25 ноя 2018, 11:18
Задал вопросов: 43
Рейтинг автора: 492.67
Рейтинг игрока: 25.4
Благодарил (а): 46 раз
Поблагодарили: 69 раз

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Fajrereto » 25 фев 2019, 17:19

Где же ключевые слова? Кое-какие слова Сеня повторяет в первоначальном описании и в подсказке. Может, не случайно?

Аватара пользователя
Елена Стоянова
Сообщения: 1849
Зарегистрирован: 13 ноя 2016, 23:52
Задал вопросов: 0
Рейтинг автора:
Рейтинг игрока: 72.8
Благодарил (а): 275 раз
Поблагодарили: 144 раза
Контактная информация:

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Елена Стоянова » 25 фев 2019, 17:34

Вот что получилось.

По названию вопроса.
Это из статьи Пастернака "Шопен":
Этюды Шопена, названные техническими руководствами, скорее изучения, чем учебники. Это музыкально изложенные исследования по теории детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что половину писал человек двадцати лет), и они скорее обучают истории, строению вселенной и еще чему бы то ни было более далекому и общему, чем игре на рояле. Значение Шопена шире Музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием.

А это - к похоронной тематике:
Удар, другой, пассаж, и сразу
В шаров молочный ореол
Шопена траурная фраза
Вплывает, как больной орел.


А стихотворение, наверное, "Во всем мне хочется дойти..." Я подчеркнула строки, где у Пастернака сомнения в своих возможностях и талантливости:
(...)
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

(...)
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Теперь
Семён писал(а):Источник цитаты как углядишь там противоречие, а тем более нелепость? Всегда остаётся некая смута в душе, сомнение: а вдруг, я, просто, не ухватил суть, вдруг, не вижу, причины, не нахожу корней для такой его формулировки

Почему именно восемь строк, а не иное количество, почему Пастернаку нужно было ограничивать себя восемью строками, восьмистишием?
"Мне жаль не узнанной до времени строки". (С)Ю.Л.

Аватара пользователя
Елена Стоянова
Сообщения: 1849
Зарегистрирован: 13 ноя 2016, 23:52
Задал вопросов: 0
Рейтинг автора:
Рейтинг игрока: 72.8
Благодарил (а): 275 раз
Поблагодарили: 144 раза
Контактная информация:

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Елена Стоянова » 25 фев 2019, 17:57

Почему восемь строк?
Восьмистишия Мандельштама, Ахматовой, Гумилёва.
Пастернак, возможно, считал свои возможности меньшими.
"Мне жаль не узнанной до времени строки". (С)Ю.Л.

Аватара пользователя
Nikos
Сообщения: 5619
Зарегистрирован: 12 июл 2011, 21:03
Задал вопросов: 2
Рейтинг автора: 13.33
Рейтинг игрока: 147.6
Рейтинг в "Своя игра": 2800
Благодарил (а): 300 раз
Поблагодарили: 263 раза

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Nikos » 25 фев 2019, 18:05

Вот здесь по истории этого стихотворения:
http://pishi-stihi.ru/vo-vsem-mne-hoche ... ernak.html

Аватара пользователя
Miraks
Сообщения: 3121
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 23:37
Задал вопросов: 31
Рейтинг автора: 334.22
Рейтинг игрока: 101.2
Рейтинг в "Своя игра": -1000
Благодарил (а): 857 раз
Поблагодарили: 804 раза

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Miraks » 25 фев 2019, 18:13

Не знаю по части стихотворчества, но похоронный марш, звучащий в 1982 году у кремлевских стен, написал вышеупомянутый Шопен. Соната номер 2, часть 3.
Одно дело - зензубель! И совсем другое - фальцгебель!

Аватара пользователя
Fajrereto
Сообщения: 727
Зарегистрирован: 25 ноя 2018, 11:18
Задал вопросов: 43
Рейтинг автора: 492.67
Рейтинг игрока: 25.4
Благодарил (а): 46 раз
Поблагодарили: 69 раз

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Fajrereto » 25 фев 2019, 18:32

А где в этом стихотворении нелепость, противоречие? Придраться есть к чему:
И повторял ее имен
Инициалы

Каких имён? Сколько их у неё? Или:
Натянутая тетива
Тугого лука.

Не лук тугой, а тетива туго натянута! Вот это, пожалуй, и впрямь напрягает!

Аватара пользователя
Елена Стоянова
Сообщения: 1849
Зарегистрирован: 13 ноя 2016, 23:52
Задал вопросов: 0
Рейтинг автора:
Рейтинг игрока: 72.8
Благодарил (а): 275 раз
Поблагодарили: 144 раза
Контактная информация:

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Елена Стоянова » 25 фев 2019, 18:59

Нет, тугой лук не напрягает. Вернее, меня сперва напрягло, потом смотрю,
выражение такое в словарях есть. Это дерево для древка определенной жесткости-упругости используется, получается тугой лук. А если еще на таком тугом древке натянуть тетиву туго, то на разрыв. "Натянутая тетива тугого лука" - это приём усиления метафоры, думаю.

Напрягает, почему именно восемь строк, не ради же того, чтобы просто попасть в размер и в рифму. Да и рифма "мог - строк" не такая уж мудрёная. Нет, вот именно нужно было про строки, причём именно про восемь. Или всё-таки прокол? Мне трудно верится, что это прокол, поэтому я сделала такое предположение:
Елена Стоянова писал(а):Источник цитаты Восьмистишия Мандельштама, Ахматовой, Гумилёва.
Пастернак, возможно, считал свои возможности меньшими.
"Мне жаль не узнанной до времени строки". (С)Ю.Л.

Аватара пользователя
Елена Стоянова
Сообщения: 1849
Зарегистрирован: 13 ноя 2016, 23:52
Задал вопросов: 0
Рейтинг автора:
Рейтинг игрока: 72.8
Благодарил (а): 275 раз
Поблагодарили: 144 раза
Контактная информация:

ЭТЮД В ПОХОРОННОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

Сообщение Елена Стоянова » 25 фев 2019, 19:33

Нашла, что в былинах есть выражение "тугой лук" и такой назывался "разрывчатым".
"Мне жаль не узнанной до времени строки". (С)Ю.Л.


Вернуться в «Доигрываем невзятые вопросы»

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи:
Роботы: