Прямо по курсу - Зарафшанский хребет, отроги Памира.
А через некоторое время начинается плато Шайтан-Жига. Жаль, мы не попросили Умида остановиться и побродить там... Теперь очень хочется приехать туда ещё раз и обязательно там походить.
Читали "Дневной дозор"? Если нет, то небольшая цитата:
Сергей Лукьяненко wrote:Было тихо и прохладно. Ночью в горах всегда прохладно, даже летом. Только-только начинало светать. Плато, знакомое мне по воспоминаниям Гесера, почти не изменилось. Разве что очертания каменных фигур сгладились от ветра и редких дождей, стали менее явными, хотя все равно узнаваемыми. Группа магов с поднятыми в призывном заклинании руками, оборотень, бегущий маг…
Меня зазнобило.
– Что это… – прошептал Алишер. – Что тут произошло…
Он полез в карман, нашел пачку сигарет, зажигалку.
– Дай и мне, – попросил я.
Мы закурили. Воздух вокруг был настолько чист, что резкий запах табака показался чем-то родным, напоминающим о городском смоге.
– Это… это были люди? – спросил Алишер, указывая на каменные глыбы.
– Иные, – поправил я.
– И они…
– Они не умерли. Они окаменели. Лишились всех чувств. А разум остался, привязанный к каменным глыбам. – Я посмотрел на Афанди, но тот пока задумчиво стоял рядом, то ли разглядывая поле давней битвы, то ли глядя на восток, где небосвод слегка порозовел.
Тогда я посмотрел на плато сквозь Сумрак.
Зрелище было поистине чудовищным.
То, что увидел Гесер две тысячи лет назад, вызывало страх и отвращение. То, что я видел сейчас, вызывало жалость и боль.
Почти все Темные, обращенные Белым Маревом в камень, были безумны. Разум их не вынес заключения в полной изоляции от всех органов чувств. Трепещущие цветные ореолы вокруг камней пылали коричневыми и буро-зелеными огнями безумия. Если попытаться найти аналогию – это выглядело так, будто сотня умалишенных бессмысленно кружит на одном месте или, напротив, стоит оцепенев; кричит, хихикает, стонет, плачет, бормочет, пускает слюни, царапает себе лицо или пытается вырвать глаза.
И только несколько аур сохраняли какие-то остатки разума. То ли их обладатели отличались неслыханной силой воли, то ли слишком пылали жаждой мести, но безумия в них было немного. А вот ярости, ненависти, желания уничтожить всех и вся – хоть отбавляй.
Я перестал смотреть сквозь Сумрак. Перевел взгляд на Алишера. Маг курил, не замечая, что у сигареты уже тлеет фильтр. Только когда ему обожгло пальцы, он отбросил окурок. И сказал:
– Темные получили по заслугам.
Жалко, что я там сделала мало фотографий, а качественных получилось всего ничего. Дам слово тем, кто знает об этом месте больше:
Отсюда.Тайны плато Шайтан Жига: битва каменных исполинов
© Фергана.Ру, Андрей Кудряшов, 27.03.2006 || Фото © Фергана.Ру, 2006
Шлем дьявола - так в переводе с узбекского языка звучит название этого таинственного плато, затерявшегося в отрогах Заравшанского хребта приблизительно в 30 километрах к югу от Самарканда, между перевалами Илансай и Тахтакарача. Местные жители, пасущие в этих горах стада коз и отары овец, уже не помнят, при каких именно обстоятельствах урочище получило зловещее имя. Была ли с ним связана какая-нибудь легенда или реальные исторические события. Возможно, название породила случайная ассоциация, навеянная настроением.
Проводники, обещающие показать туристам чудо природы, нередко сами путаются, начинают спорить между собой, указывая в противоположные стороны. В результате сходятся на том, что Шайтан Жига - довольно обширный массив из пластов гранита, протянувшийся на десятки километров от родников Миранкуля в сторону кишлака Каратепе. Но узнать его, дескать, можно сразу, как только увидишь. Скалы выглядят, мягко говоря, необычно - не как природные образования, а как фантастические скульптуры: застывшие в танце демоны, идолы древних божеств, окаменевшие доисторические монстры.
Старики говорят, это не очень хорошее место. То ли в незапамятные времена язычники и колдуны приносили здесь жертвы, то ли случилась жестокая схватка сказочных богатырей, от чего небеса обрушились на землю, вызвав чудовищное землетрясение, превратившее горы в месиво острых осколков. Действительно, глядя на многие валуны, трудно поверить, что их очертания - лишь результат каждодневной работы солнца, дождей и ветров над податливым, легко крошащимся и рассыпающимся на зерна гранитом. Встречаются среди них то "фигуры животных" - медведя, тигра, огромной лягушки, ящера, хищной птицы, то будто отрубленная голова великана, похожая на идола с острова Пасхи.
В конце 90-х годов один известный фотограф из города Навои, обобщив серию пейзажных работ, на которых были запечатлены подобные "изваяния", встречающиеся местами и в долине реки Заравшан, выдвинул интересную гипотезу. По его мнению, искусство скульптуры у человека каменного века могло зародиться под впечатлением природных артефактов. Сталкиваясь с одиночными камнями, силуэты которых будили воображение, первобытный художник с детской наивностью начинал "дорабатывать", созданное самим временем.
Из-за явной неортодоксальности гипотеза не была всерьез воспринята в академических кругах. К тому же, автор работ, огорчившись отсутствием признания и опасаясь, что плоды его многолетних трудов могут быть кем-то случайно присвоены, как это порой случается в наше время, в конце концов, засекретил коллекцию фотографий, отказавшись от проведения публичных выставок и убрав все публикации из Интернета. Журналистам он объяснил напоследок, что никогда не откажется от своих убеждений: "Я понимаю, что силы стихий творят множество удивительных форм, но как объяснить, почему некоторые творения получаются столь похожими на дело рук человека?" Автор этих строк, кажется, ответил ему, что человеческое сознание устроено таким образом, что во всем необычном спешит увидеть подобие привычного, уже виденного. Природа - универсальный творец, способный на бесконечное разнообразие, но человек обязательно придает ему свойства узнанного, чтобы преодолеть первобытный страх перед бесконечностью.
Пейзажи на плато Шайтан Жига могли бы, наверное, послужить лишь еще одним опровержением смелой догадки фотохудожника. Здесь встречаются такие скопления каменных "изваяний", над созданием или "доработкой" которых пришлось бы трудиться целому народу или череде поколений. Ближе к вершинам округлых холмов скалы как будто сползаются в груды, образуя подобие замков, целых лабиринтов или застывших сцен битвы.
Впрочем, объяснение феномену нашлось у современной фантастики. Сергей Лукьяненко, названный критиками "фантастом №1" России, в последнем романе из нашумевшего, экранизированного цикла, перенес действие одной из глав в Самарканд, а потом описал некое плато демонов.
Согласно тексту романа "Последний Дозор", плато демонов - горная местность, где стоят валуны причудливой формы. Люди туда заходить не любят, бывают здесь только редкие туристы. Некогда там произошла грандиозная битва между силами Света и Тьмы. Темных было больше, и они побеждали. Тогда великий маг Рустам применил ужасное заклинание, свернувшее слои пространства и времени. Враги превратились в камень, но остались живыми, на тысячи лет лишенные движения, осязания, зрения, слуха.
"Разве что очертания каменных фигур сгладились от ветра и редких дождей, стали менее явными, хотя все равно узнаваемыми... Трепещущие цветные ореолы вокруг камней пылали коричневыми и буро-зелеными огнями безумия. Если попытаться найти аналогию - это выглядело так, будто сотня умалишенных бессмысленно кружит на одном месте, напротив, стоит оцепенев; кричит, хихикает, стонет, плачет, бормочет, пускает слюни, царапает себе лицо или пытается вырвать глаза..."
Направление пути из Самарканда на плато демонов, указанное писателем Сергеем Лукьяненко, совершенно точное, за исключением, разве что, расстояния. Что же до демонической "ауры" места - плато на самом деле не слишком приветливо. Несмотря на то, что весной скалы буквально сочатся тысячами родников, среди них почти не растут деревья. И даже травяной дерн покрывает склоны лишь тонким слоем, из которого выступают повсюду щиты обнаженной породы. Цвет гранита холодный, серый или желтоватый, как кость. Иногда выделяются красные прожилки шпата, словно кровоподтеки на лицах каменных исполинов. Но ощущение, вызываемое ландшафтом, скорее сказочное или мистическое, чем зловещее. Потому, что вокруг - открытый простор и бездна небес, где рождаются и живут облака.
Кстати, где-то тут снимались и фильмы с Гойко Митичем, Чингачгуком Большим Змеем.
Перевал.