На мой взгляд, хорошая статья по теме.
Про харедим и женщин
Автор Arik Elman, написано 2 Январь 2012 г. в 9:49
Истерия, охватившая Израиль в связи с так называемой "сегрегацией женщин" в ультраортодоксальном секторе, не может скрыть тот факт, что героев в этой неприятной истории нет. Все участники конфликта умудрились проявить себя с самой худшей стороны.
Начнем, пожалуй, с руководства ультраортодоксальной общины. На самом деле такой "общины", конечно же, не существует – ультраортодоксальное еврейство раздроблено на кланы, хасидские дворы, последователей видных раввинских династий и учеников специфических ешив, отношения между которыми зачастую не лучше, чем отношения между "харедим" в целом и светским Израилем, а зачастую куда более конфликтные. Тем не менее, по принципиальным для благосостояния общины вопросам лидеры ультраортодоксов давно научились находить общий язык и демонстрировать свои единые позиции через свои СМИ.
Однако вплоть до нынешнего скандала руководство "харедим" так и не смогло достичь консенсуса по вопросу о месте женщины в публичном пространстве общины. Хотя многие ультраортодоксальные раввинские авторитеты негативно отнеслись к попыткам тотальной сегрегации автобусов и общественных мест по половому признаку, они не обнародовали свою позицию. В результате "поле боя" было оставлено экстремистам наподобие печально известной секты "Толдот Аарон", которые и задавали тон в ультраортодоксальных районах Иерусалима и Бейт-Шемеша.
"Толдот Аарон", кстати, это неожиданный, но удачный пример того, как иностранные деньги, на этот раз не правительственные, а еврейские, способны повлиять на внутренние дела нашей страны. Эта антисионистская секта – мечта покойного "Шинуя" и других израильских антиклерикалов, обеспокоенных бюджетными ассигнованиями "харедим". "Толдот Аарон" израильское правительство не признает и ничего у него не просит. Тем не менее, после того, как в середине 90-х годов секту возглавил выходец из США Давид Кахан, она начала бурно расти на подачках из-за границы. Модель поведения членов секты тоже импортирована из США, где в небольших городках в окрестностях Нью-Йорка экстремистские хасидские сектанты вытесняют и третируют более умеренных ортодоксов. Автобусы, где женщины должны сидеть сзади, тоже придумали не в Израиле, а в Бруклине. Нынешний конфликт в Бейт-Шемеше начался после того, как число экстремистов там достигло критической точки.
Однако и к праведному гневу израильских либералов тоже нельзя относиться без изрядной доли цинизма. Те же самые люди, которые готовы игнорировать рабское положение женщины в арабском мусульманском секторе и даже оправдывать убийства женщин по мотивам "защиты семейной чести", вдруг превратились в рьяных борцов за половое равноправие. Те же самые партии и политики, которые ради "мирного процесса" вручали ультраортодоксам все новые должности в государственно-религиозном аппарате и пытались купить их поддержку бюджетными ассигнованиями, громче всех кричат теперь об угрозе "иранизации". Впрочем, такое поведение вполне логично для тех, кто годами игнорировал регулярные нападения израильских левых экстремистов на солдат и полицейских в Бильине и Наалине, а теперь клеймит "правых фашистов" за хулиганство на военной базе.
Теперь, когда попустительство экстремистам естественным образом привело к насилию, все согласны, что так дальше продолжаться не может. Однако ясного понимания, что именно надо делать, так и не возникло – во многом потому, что вокруг реальной проблемы сгустилось темное облако демагогии.
В первую очередь стоит признать, что значительное число ультраортодоксальных женщин разделяют предрассудки и суеверия своих мужчин и тоже заинтересованы в сегрегации. Государство ничего не добьется, пытаясь убедить их принять светские ценности. Вместо этого нам следует развить систему поддержки тех женщин (и мужчин) которые, разочаровавшись в ультраортодоксальном образе жизни, ищут себя в светском либо национально-религиозном Израиле. Покидая общину, эти люди, как правило, не имеют никаких навыков жизни в современном обществе, и им требуется подчас не меньшая помощь, чем новым репатриантам.
Во-вторых, нужно перестать смешивать в одну кучу разные явления только потому, что в них как-то присутствуют "женщины" и "религия". Когда несколько религиозных солдат просят разрешения не присутствовать на концерте с участием певиц, это не "религиозный диктат", с которым надо бороться, а свобода вероисповедания, которую нужно уважать. Растоптать ценности меньшинства ради принципа, конечно, можно, но не надо называть это "борьбой за либеральные ценности".
И наконец, следует четко разъяснить, что главной проблемой для нас – светского большинства – являются не нормы поведения "суровых" хасидов, даже если они представляются нам откровенным, патологическим безумием. Проблему для нас представляет насилие, к которому эта публика столь охотно прибегает, чтобы навязать свои нормы окружающим. Вместо того, чтобы ломать руки и вопить о надвигающейся теократии, нашим народным избранницам (и избранникам) следует потребовать от полиции неукоснительно выполнять свой служебный долг – задерживать хулиганов, пресекать незаконные сборища, разгонять экзальтированную толпу и главное – доводить дела до суда. В то время как "харедим" любят культивировать среди светских израильтян имидж этаких беззаветных борцов за веру, на практике же всякий раз, как светское большинство, разгневанное очередной выходкой ультраортодоксов, вставало на дыбы, руководство "харедим" тут же уступало. Есть управа и на "идеалистов" из "Толдот Аарон" – светское государство имеет полное право задуматься о том, насколько это разумно – позволять экстремистам , презирающим светский закон, беспрепятственно получать пособия из-за границы.
Тем не менее, даже такие меры не решат главной проблемы. Наблюдая за тем, как люди, якобы живущие по духу и букве Торы, оплевывают девочку и называют солдатку "шлюхой", молодое поколение светских израильтян не может не испытывать растущего отвращения ко всему, что имеет хоть какое-то отношение к иудаизму, представленному в нашей стране ортодоксальной монополией. Такое опасное отчуждение нового поколения Израиля от его вековой традиции можно преодолеть, только взломав эту монополию и уравняв в правах ортодоксов, консерваторов и реформистов. До сих пор к нам везли из Америки только самое плохое в иудаизме. Пришла пора перенять и что-то хорошее.